Обломки лайнера и тела пассажиров могут не найти никогда
Перспективы того, что разгадка катастрофы аэробуса А-330 в небе над Атлантикой будет найдена, становится все более туманной. Особенно после сегодняшнего сообщения о том, что найденные ранее обломки, не принадлежат пропавшему самолету.
Начальник департамента ВВС Бразилии по контролю за воздушным пространством генерал Рамон Боржис Кардозу 4 июня заявил, что деревянный поддон, обнаруженный в районе поиска, был не с борта исчезнувшего лайнера. «В багажном отделении лайнера такого предмета на 100 процентов не было», - сказал он. Кроме того, пробы топлива, найденного в месте предполагаемого крушения, показали, что оно принадлежало морским судам.
Таким образом, все надо начинать сначала. В поисковой операции сейчас задействованы 11 самолетов ВВС Бразилии, США и Франции, а также 3 корабля ВМС Бразилии. Район поисков, с учетом океанических течений уменьшен с 9 до 6 тыс. кв. км. Понятно, что ответ на главный вопрос – почему надежный вроде бы самолет потерпел крушение, может быть получен только после того, как поднимут и расшифруют «черные ящики». Эти устройства могут сохраниться на глубине почти до 7 километров. В том месте, где ищут фрагменты аэробуса и тела пассажиров она гораздо меньше – не более 4 километров. Однако на сигнал, поданный ими, могут повлиять два важных фактора: температура воды и рельеф дна. Последнее как раз и представляет главную проблему, считает директор Центра по исследованию океана университета Род-Айленда (США) Роберт Баллард.
- Дно в этом районе гористое, поэтому каменные породы блокируют сигнал, который гарантированно можно уловить в течение всего 26 дней.
Если учесть, что катастрофа произошла в ночь на понедельник, то на поиск остается всего три недели. В какой-то мере облегчить задачу могли бы обломки самолета, обнаружение которых очертило бы зону поиска самих «черных ящиков», но здесь та же проблема – подводные скалы. Тяжелые предметы сразу ушли на дно. Не исключено, что сейчас они лежат в каком-нибудь из атлантических ущелий.
- Это похоже на поиск разбившегося в горах самолета, - говорит профессор аэронавтики и астронавтики Массачусетского технологического университета профессор Джон Хансман – Вы можете быть совсем близко, но не увидеть обломков.
«Искать там самописцы – это все равно, что искать иголку в стоге сена», - согласен с коллегой сотрудник французского морского научно-исследовательского института Пьер Сошонэ.
Тем не менее, французы не теряют надежды найти ключ к разгадке катастрофы, унесшей жизни 228 человек. В район предполагаемого крушения из Франции уже вышел корабль, на борту которого находятся глубоководные батискафы. Они должны помочь в поиске «черных ящиков».
Министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер, посетивший Бразилию, заверил, что общественность будет в постоянном режиме информироваться о ходе поисков и о выявлении причин катастрофы. «Мы ничего не скрываем, у нас нет причин что-либо скрывать», - приводит слова министра немецкое агентство DPA.
Пока же дело ограничивается гипотезами, которые то и дело появляются на страницах газет.
Самой маловероятной версией эксперты считают теракт. Хотя в минувшую среду ABC News и сообщило, что за четыре дня до полета самолета из Рио-де-Жанейро в Париж авиакомпания Air France получило угрозы о теракте. Но, во-первых, речь шла о рейсе из столицы Аргентины Буэнос-Айресе. А во-вторых, как пишет немецкая Deutsche Welle, перед тем, как аэробус пропал с радаров в диспетчерскую службу Air France поступил целый ряд автоматических сигналов о технических неисправностях на борту лайнера. Сообщения о серии сбоев в работе оборудования передавались в течение трех минут. Из этого делается вывод, что причиной катастрофы вряд ли мог стать взрыв на борту самолета.
В качестве еще одной из версий высказывается предположение, что в самолет могла попасть молния. Но в этом случае возникает вопрос, почему не сработали системы защиты лайнера, которого называли самым безопасным в мире?
Самой же вероятной пока выглядит версия, которую озвучила французская газета Le Mond. Со ссылкой на источники, близкие к расследованию, издание сообщило, что скорость аэробуса была ошибочной – недостаточно высокой для прохождения зоны турбулентности. Существует предположение, что датчики скорости покрылись льдом и начали давать в бортовой компьютер ошибочную информацию. Если это так, то самолет мог лететь либо слишком медленно, либо слишком быстро.
Президент Всемирного фонда безопасности полетов Билл Восс, сообщает сайт avia.ru, сказал, что «в условиях такой сильной турбулентности исключительно важно выдерживать нужную скорость, чтобы осуществлять уверенное управление самолетом и не создавать дополнительные нагрузки на конструкцию воздушного судна».
Впрочем, французские специалисты, ведущие расследование, говорят, что по информации, поступающей с борта самолета, содержались различные данные о поступательной скорости лайнера. Поэтому они призвали журналистов не спекулировать поспешными выводами.
Связь с самолетом, который вылетел из Рио-де-Жанейро в Париж, была потеряна через четыре часа после вылета, когда лайнер находился над Атлантикой. На борту находились 228 человек.